Конец
Альбом "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" явился, по сути дела, последней
крупной работой, полностью выполненной совместными усилиями.
Лето 1967 года кончилось трагически : 27 августа от чрезмерной дозы снотворного
умер Брайан Эпстайн. 1 сентября музыканты собрались дома у Пола МакКартни, чтобы
обсудить создавшееся положение и дальнейшие планы.
Летом 68 года квартет начал осуществлять сразу два крупных проекта : готовил
материал для очередного альбома и участвовал в работе над полнометражным
мультипликационным фильмом "Yellow Summarine".
22 ноября 68 года появился долгожданный новый альбом, на этот раз двойной, но...
лишенный названия. Публика и пресса вскоре окрестили его просто "двойным белым
альбомом". В биографии "БИТЛЗ" он занимает особое место, поскольку является
первым ярким свидетельством надвигающегося распада группы. Симптомы этого не в
качестве исполнения песен, а в том, как они создавались и записывались.
Атмосфера коллективного творчества исчезла, каждый выступал как солист,
приглашая остальных лишь в качестве аккомпаниаторов. Критика оценила альбом
неоднозначно. Многие обозреватели придерживались мнения, что музыкантам
следовало быть более требовательными и скомпонавать один диск.
В течении января 1969 года кинооператоры отсняли многие километры пленки, за тот
же срок музыканты записали сто с лишним песен, из которых лишь несколько вышли
затем на пластинках. Заключительным эпизодом съемок стал импрвизированный
концерт, который группа устроила на крыше здания студии звукозаписи 30 января.
3 февраля 1969 года менеджером "БИТЛЗ" стал Аллен Клейн, предприимчивый
шоу-бизнесмен из США. С этого дня начался распад квартета. Дело в том, что по
мнению МакКартни менеджером мог быть только близкий, почти родной музыкантам
человек. МакКартни предложил кандидатуру своего будущего тестя Джона Истмена.
Джон, и без того ущемленный лидерством Пола в группе, был против. В результате
МакКартни признав все же Клейна как менеджера "БИТЛЗ", отказался признать его
менеджмент в отношениях своих собственных произведений. На деле отказ требовал
выхода Пола из финансовой зависимости от "БИТЛЗ". Однако добиться этого можно
было только путем судебного иска. И создалась противоречивая ситуация :
МакКартни, который больше любого другого из "БИТЛЗ" хотел сохранить ансамбль,
вынужден был предъявить иск не только Клейну, но и персонально Джону, Джорджу и
Ринго.
МакКартни решился на это не сразу, но неизбежность этого осознал уже вскоре
после 3 февраля 1969 года.
В июле-августе 1969 года "БИТЛЗ" записали альбом "Abbey Road". 20 августа они в
последний раз вместе работали в студии. Среди песен альбома специалисты прежде
вмего отметили выдающуюся работу Джорджа Харрисона, песню "Something", поставив
ее в один ряд с песней "Yesterday".
Вклад Джона в создание альбома меньше, чем обычно. Еще 4 июля 1969 года он
заявил журналистам, что образрвал новую группу.
В январе 1970 года в Лондон приехал американский продюсер Фил Спектор, взявшийся
подготовить к выпуску альбом "Let It Be", материал для которого предстояло
отобрать из большого количества фонограмм.
17 июля МакКартни выпустил дебютный альбом "McCartney". В тот же день он
распрстранил текст своего "автоинтервью", где заявил, что "БИТЛЗ" фактически
прекратили существование.
Почему так случилось? Причин много, особенно субъективного плана. Но были и
объективные причины. Как известно творчество всякого крупного художника
развивается в условиях определенного социального контекста. Контекстом "БИТЛЗ"
были 60-е годы. Как все выдающиеся художники, "БИТЛЗ" до осязаемости остро
чуствовали свое время, в соответствии с ним творили и ушли, когда оно кончилось