Перевал
Лето 1965 года было переломным в истории рок-музыки. Из танцевальной,
развлекательной она становилась серьезным искусством.
12 октября в Лондоне группа приступила к записи альбома "Rubber Soul",
ознаменовавшего начало новой фазы не только в их творчестве, но и в
рок-музыкальной культуре вообще.
В песнях этого альбома впервые появились элементы мистики, сюрреализма, столь
характерные в творчестве группы в дальнейшем. Еще более значительно их
присутствие в композициях альбома "Revolver", выпущенного 5 августа 1966 года.
Он также отличался прежде всего тем, что большинство его песен не предполагали
сценического исполнения - настолько сложны были здесь использованные студийные
эффекты. Отныне "БИТЛЗ" стали чисто студийной группой.
Образно говоря 1966 год стал для Джона, Пола, Джорджа и Ринго годом обретения
индивидуальности. Каждый из них начинал понемногу творить без участия остальных.
Альбом "Revolver" тем временем лидировал в хит-парадах по обе стороны Атлантики.
В конце 1966 года группа снова собралась в студии. Результатом начавшихся
сеансов записи стал сингл "Strawberry Fields Forever" / "Penny Lane",
появившийся 17 февраля 1967 года. Новаторские приемы в аранжировке, огромное по
тем временам количество участвовавших в записи сейшн-инструменталистов, сам
взгляд на студию как на музыкальный инструмент, - все это как бы готовило
слушателей и музыкантов к метаморфозе, воплощением которой стал альбом "Sgt.
Pepper's Lonely Hearts Club Band".
Это был первый в истории рок-музыки концептуальный альбом, где и форма и
содержание служили осуществлению единого замысла. Из всех композиций альбома
наибольшее внимание привлекла последняя - "A Day In The Life". В ее записи
участвовал симфонический ансамбль из 40 музыкантов, исполнивших уникальный
нарастающий звуковой вал в середине композиции и перед заключительным
фортепианным аккордом. Этот аккорд в известной мере является самоценным
музыкальным произведением. Исполнен он в 10 рук : Ринго, Полом, Джоном и Мэлом
Эвансом на пианино и Джорджем Мартином на фисгармонии. Продолжительность его
звучания - 42 секунды.
"БИТЛЗ" создавали альбомы играючи. Им доставляло удовольствие насыщать его
неслыханными, неожиданными музыкальными и вообще звуковыми эффектами.